Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) | «Пакт Рериха История и современность»
Подписаться:Записи

Вы тут: Главная » Искусство » Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

«Мадонна Литта» — одна из самых популярных картин Эрмитажа. Ее отличают просветленная человечность идеально прекрасных образов, ясность и лаконизм композиции, блестящее мастерство выполнения. «Мадонна Литта» большинством исследователей признана работой Леонардо да Винчи, однако ее атрибуция вызвала много споров. В собрании Литта картина считалась произведением Леонардо и ка таковое была приобретена для Эрмитажа. Впервые стали отрицать принадлежность ее кисти великого художника историки искусства Кроу и Кавальказелле, высказав предположение об авторстве учеников Леонардо — Дзенале или Больтраффио. В дальнейшем называли имена других мастеров школы Леонардо да Винча — Бернардино деи Конти (Дж. Морелли, Б. Беренсон) Амброджо де Предиса (фр. Харк, В. Зейдлиц, А. Вентури). Однако многие крупные знатоки и специалисты считали, что картина написана самимЛеонардо и, быть может, только закончена одним его учеников (Э. Мюнц, Э. К. Липгарт, В. Н. Лазарев, К. Кларк и др). Это же мнение было высказано в каталоге выставки итальянского искусства 1935 года, состоявшейся в Париже, на которой была наша картина. В специальной монографии о «Мадонне Литта» М. А. Гуковского приводится много доводов в пользу авторства Леонардо да Винчи.

Картина пользовалась необычайной популярностью, о чем свидетельствует множество повторений и вариантов этой композиции (значительно слабее оригинала), выполненных ломбардскими художниками: Больтраффио (?) в Музее Польди Пеццоли  (Милан), в галерее Кастелло Сфорцеско (там же) и в Лондонской Национальной галерее, Андреа Соларио в Лувре и Музее Польди Пеццоли (Милан) и т. д.

«Мадонну Литта» обычно считают исполненной в миланский период и завершенной около 1490-1491 годов. Именно к этому времени относят рисунок головы мадонны, хранящийся в Лувре. Однако в книге М. А. Гуковского высказывается предположение, что картина была начата одновременно с «Мадонной Бенуа» еще во Флоренции и закончена до 1486 года, так как известен ряд подготовительных рисунков, связанных с этой композицией и датируемых 1478-1480 годами (Британский музей, Виндзор, Лувр). Вероятно, это та картина, которая в 1543 году находилась в собрании Пьетро Контарини в Венеции, где считалась бесспорным произведением Леонардо да Винча. Дальнейшая судьба ее до 1784 года неизвестна. в 1784 году картина была приобретена князем Бельджойозо, а в 1813 году перешла по завещанию к родственнику князя графу Альберто Литта. В 1865 году герцог Антонио Литта продал ее Эрмитажу.



Оставить отзыв:


© 2012 «Пакт Рериха История и современность»